Пенсионное обеспечение
Для получения ответа на вопросы указанные ниже кликайте по тексту вопроса.
Документы, которые необходимо подавать для назначения пенсии, предусмотренны Порядком подачи и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионом страховании", утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25.11.2005г. №22-1, и Порядком подтверждения наличия трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 12.08.1993г. №637.
После того как работник принял решение об оформлении документов на пенсию, он должен запомнить бланк заявления. Кроме того, следует подготовить следующие документы:
- справка налоговой администрации о присвоении идентификационного номера заявителю или копию страницы паспорта с пометкой о том, что лицо имеет право осуществлять любые платежи без идентификационного номера;
- трудовую книжку и ее копию, а также другие документы о стаже( об обучении в учебном заведении, время прохождения военной службы и т.д.);
- справку о заработной плате за 60 календарных месяцев работы в период до 1 июля 2000 года. За период после 1 июля 2000 года справку о заработной плате брать не нужно, поскольку зарплата за этот период учитывается по данным персонифицированного учета;
- документы о месте проживания (регестрации)(предоставляется выписка с паспорта- страницы 1,2 и страница с отметкой о месте проживания);
- фотографию для пенсионного удостоверения.
Этот перечень документов не является исключительным, поскольку зависит от вида пенсии и конкретной ситуации предоставляются и другие документы, которые определяют статус личности, ее право на льготы, надбавки и повышение к пенсии и т. д.
С 1 июля вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины о назначении и индексации пенсий" от 14 мая 2013 г. № 231, которым усовершенствован ряд вопросов:
1.в страховой стаж для назначения пенсии будет зачисляться период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам , с 1 января 2004 года и до вступления в силу данного закона этот период в страховой стаж не зачислялся.
2. по ранее действующему законодательству дети, получающие пенсию по потере кормильца и достигшие 18-летнего возраста, не имели право на получение пенсии за месяцы перерыва в учебе между окончанием одного учебного заведения и поступлением в другое, а также после окончания учебы в одном учебном заведении по одному образовательно- квалификационному уровню (например, бакалавр) и продолжением учебы по другому уровню (специалист, магистр). В таких случаях, за летние месяцы- июль, август пенсия не выплачивалась. Теперь дети, обучающиеся на дневной форме обучения, будут получать пенсию и за периоды перерыва в учебе, но при условии, что перерыв не превышает четырех месяцев.
3.Изменен порядок перерасчета ранее назначенных пенсий, который проводится с 1 марта каждого года, предусмотренный частью второй ст. 42 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". Порядок перерасчета будет определяться решением Кабинета Министров Украины в пределах бюджета Пенсионного фонда.
Ежегодно перерасчету будут подлежать все ранее назначенные пенсии, при этом будет повышаться заработная плата, из которой исчислена (ранее пересчитана) пенсия, путем повышения ее на коэффициент, который составляет не менее, чем 20% показателя роста средней заработной платы в Украине, с которой уплачены страховые взносы, по сравнению с предыдущим годом. При этом повышение зарплаты каждого пенсионера производится на коэффициент не менее роста инфляции за прошлый год.
4. пенсионеры получили право при определении зарплаты для назначения пенсии исключить периоды получения пособия по безработице независимо от их переодичности. В тех случаях, когда пособие выплачивалось в минимальном размере, такое право может существенно увеличить заработную плату, из которой исчисляется размер пенсии.
5.Усовершенствован механизм определения среднемесячного коэффициента заработка в случае, когда имеются неполные месяцы страхового стажа, т.е. месяцы, в которых заработок меньше, чем минимальная зарплата. Это тоже поможет увеличить размер пенсии.
Согласно ст 50 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" суммы пенсий, выплаченные излишне в результате злоупотреблений со стороны пенсионера или прендоставления страхователем недостоверных данных, могут быть возвращены пенсионером добровольно или взыскиваются на основании решений территориальных органов Пенсионного фонда либо в судебном порядке.
Переплата пенсии, возникшая по вине органов Пенсионного фонда, млжет быть возвращена пенсионером только добровольно.
Из пенсии может быть удержано не более 50% ее размера: на содержании членов семьи (алименты), на возмещение убытков от разворовывания имущества предприятий и организаций, на возмещение пенсионером вреда, причиненного увечьем или другим повреждением здоровья, а также в связи со смертью потерпевшего (по вине пенсионера), на возврат переплаченных сумм заработной платы в предусмотренных законом случаях.
Во всех других случаях из пенсии удерживается не более 20% пенсии.
Время ухода за инвалидом 1 группы в период до 01.01.2005г. засчитывается в страховой стаж при назначении пенсии на основании акта исследования фактических обстоятельств осуществления ухода, его должны составить местные органы Пенсионного фонда на основании ведомостей, полученных от органов управления жилищным фондом. сельских, поселковых советов народных депутатов, опроса лиц, за которыми осуществляется уход, и их соседей, других данных. Это предусмотрено Порядком подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 12.08.93г. №637. Зато время такого ухода после 01.01.2005г. засчитывается в страховой стаж при условии получения помощи по уходу за инвалидом 1 группы,- по данным, которые содержатся в системе персонифицированного учета.
Пережде всего, на досрочный выход на пенсию имеют те, кто трудился на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.
Так, на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, - по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины 16.01.2003г. № 36, и по результатам аттестации рабочих мест:
- мужчины - после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;
- женщины - после достижения 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии на льгтных условиях назначается с уменьшением пенсионного возраста на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и на 1 год 4 месяца - женщинам.
Ко второй категории "льготников" относятся работника, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, - по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, и по результатам аттестации рабочих мест:
- мужчины - после достижения 55 лет и при тсаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;
- женщины- после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы жужчинам и за каждые 2 года такой работы- женщинам.
Гражданам, которые имеют необходимый стаж работы и достигли указанного возраста, пенсия назначается независимо от каких-либо других дополнительных условий, в частности от времени прекращения работы. Назначение пенсии осуществляется только на основании обращения застрахованных лиц.
Если лицо, которое достигло пенсионного возраста, не имеет необходимого стажа (15 лет), то право на трудовую пенсию не будет иметь. Такие лица будут иметь право на социальную помощь в соответствии с Законом Украины "О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют право на пенсию, и инвалидам" (при достижении мужчинами возраста 63 года, женщинами- 58 лет( постепенно возраст женщинам также будет увеличиваться до 63 лет).
Если лицо имеет страховой стаж 15 и более лет, но не достигло пенсионного возраста, то пенсия не назначается. Вместе с тем следует отметить, что для отдельных категорий граждан законодательство предусматривает возможность назначения пенсии по возрату при сниженном пенсионном возрасте, это:
- работники, занятые на работах с вредными и тяжелыми условиями труда;
- неработающие женщины при достижении 55 лет (в период до 1 января 2015 года);
- в случае увольнения с работы в связи с ликвидацией предприятия, сокращения численности работников или увольнения в связи с несоответствием занимаемой должности по состоянию здоровья (за 1,5 года до достижения пенсионного возраста);
- инвалиды по зрению 1 группы- слипые и инвалиды детства 1 группы после достижения мужчинами 50 лет (при условии наличия не менее 15 лет страхового стажа) и после достижения женщинами 40 лет (при наличии не менее 10 лет страхового стажа);
- женщины, которые родили 5 и более детей и воспитали их до 6-тилетнего возраста, и матери инвалидов детства, которые воспитывали их до этого возраста (после достижения 50 лет и при наличии не менее 15 лет страхового стажа). По выбору матери или в случае ее отсутствия (если 5 и более детей или ребенка- инвалида воспитывал отец), лицу назначается досрочная пенсия по возрасту после достижения 55 лет и при наличии не менее 20 лет страхового стажа).
согласно ст. 26 З.У. "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" граждане имеют право на назначение пенсии по возрасту до достижения возраста 60 лет. при наличии страхового стажа не менее 15 лет. Женщины, родившиеся в период с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959 года, имеют право на пенсию по достижении возраста 58 лет.
Согласно п. 7-2 Заключительных положений Закона, до 1 января 2015г. право досрочного выхода на пенсию по возрасту имеют женщины, которым исполнилось 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 3 лет и при условии увольнения с работы. В этом случае размер пенсии. исчисленный. согласно ст. 27 и с учетом ст. 28 Закона. уменьшается на 0,5 % за каждый полный или не полный месяц досрочного выхода на пенсию.
Поскольку страховой стаж работницы составляет менее 30 лет, она не имеет права на досрочный выход на пенсию по возрасту.
В соответствии со ст. 26 З.У. "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", лица имеют право на назначение пенсии по возрасту после достижения 60 лет и наличии страхового стажа не меньше 15 лет. В период до 1 января 2015г. право досрочного выхода на пенсию по возрасту имеют женщины, которым исполнилось 55 лет, при наличии страхового стажа не меньше 30 лет и при условии увольнения с работы. Женщины, которые родили пятерых или больше детей и воспитали их до шестилетнего возраста, и матери инвалидов с детства, которые воспитали их до этого возраста, имеют право на назначение досрочной пенсии по возрасту после достижения 50 лет и при наличии не менее 15 лет страхового стажа. При этом к числу инвалидов с детства принадлежат так же дети-инвалиды возрастом до 16 лет. Только при таких обстоятельствам может быть назначена досрочная пенсия по возрасту.
Народные депутаты Украины приняли закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о пенсионном обеспечении", который предусматривает сокращение пенсий работающим лицам на 15 % и отмену спецпенсий до 1 июня 2016 года.
Данный закон с 1 апреля 2015 года ограничивает выплаты всех видов пенсий работающим пенсионерам: они будут получать 85% пенсии, но не меньше, чем 1423,5 грн. При этом после увольнения с работы лицу будет выплачиваться полная пенсия, которая до этого была сокращена.
Однако это не будет касаться выплаты пенсий военным, инвалидам I-II групп, инвалидам войны, участникам боевых действий, семьям погибших - независимо от занимаемых должностей. Так же ограничение пенсий не будет касаться многодетных женщин, которые воспитали пятерых и более детей и выходят на пенсию независимо от возраста и трудового стажа.
Не будут ограничены выплаты военнослужащих, лиц рядового начальницкого состава, работников Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел, Службы бпезопасности, Национальной гвардии и органов военной прокуратуры и др. - до завершения антитеррористической операции.
Можно подавать как оригиналы документов, необходимых для назначения пенсии, так и их копии, заверенные в нотариальном порядке или администрацией предприятия, учреждения, организации. которые подают документы заявителя для назначения пенсии, или органом, назначающим пенсию.
Документы о стаже, возрасте и зарплате подаются только в оригиналах. В случае если подтверждением страхового стажа является трудовая книжка, подается ее копия, заверенная администрацией предприятия по месту последней работы или органом, назначающим пенсию.
С 01 апреля 2015г. вступает в силу Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения". Документ предусматривает изменение законодательных норм, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения.
Первый блок изменений касается выплаты пенсий пенсионерам, работающим на "специальных" долженостях. В частности речь идет о госслужащих, прокурорах, судьях, народных депутатов, некоторых других категорий работников. Изменениями, внесенными в пенсионные законы, предусматривается, что в перид работы на указанных должностяхназначенные пенсии не выплачиваются до увольнения с работы. При этом не имеет значения вид пенсии и закон, согласно которому она назначена.
Однако пенсионер имеет право выбора: продолжать работать на "спецдолжности" и получать заработную плату или уволиться с должности и получать пенсию.
Указанная норма не распространяется на инвалидов 1-2 групп, инвалидов войны 3 группы, учасников боевых действий, членов семей погибших/ умерших военнослужащих, учасников АТО. Все они на любой работе будут получать назначенную пенсию в полном объеме.
Пенсионеры - научные работники, которые работают на "спецдолжностях", могут получать 85% от надлежащей им пенсии, исчисленнойпо общим правилам.
Второй блок связан с изменением условий назначения льготных пенсий и пенсий по выслуге лет. Во- первых, с 01.04.2015г. поэтапно меняется возраст женщин, необходимый для назначения пенсий на льготных условиях.
Положение закона Лица, на которых распространяется действие закона:
Возраст выхода на пенсию женщин
меняется: женщины, родившиеся после 01.04.1970года
с 45 лет до 50 лет - по Списку № 2 (перечень особо вредных и особо тяжелых профессий и работ, утв. КМУ)
с 50 лет до 55 лет женщины, родившиеся после 01.04.2015 года
- по Списку № 2 (перечень вредных и тяжелых профессий и работ, утв. КМУ) и др.
Этот процесс будет происходить постепенно на протяжении 10 лет: каждый год возраст будет увеличиваться на 6 месяцев. Указанное изменение необходимо для согласования льготного пенсионного возраста женщин с общим пенсионным возрастном для женщин, поэтапно меняющимся начиная с 01 октября 2011 года.
Так же поэтапно на 6 месяцев в год увеличивается общий стаж работы для назначения пенсий на льготных условиях. Продолжительность льготного стажа остается без изменений.
Во-вторых, на 5 лет поэтапно на протяжении 10 лет на 6 месяцев в год увеличивается продолжительность общего стажа работы, необходимого для назначения пенсии по выслуге лет, а для отдельных категорий работников - необходимой выслуги лет. Это касается, в частности, рабочих локомотивных бригад, работников образования и здравоохранения и других.
При этом условия назначения пенсий по выслуге лет в части продолжительности ранее приобретенного специального стажа остаются неизменными. Изменения условий назначения льготных пенсий и пенсий по выслуге лет будут касаться только новых пенсионеров.
Сокращение пенсий согласно Закона № 213 состоит из двух частей:
1. Уменьшение выплаты пенсии работающим пенсионерам до 85% (на 15%) от назначенного размера (норма действует с 1 апреля 2015 года - пенсии, размер которых превышает 150% прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, выплачивается в размере 85% назначенного размера, но не менее 150% того же самого прожиточного минимума).
Прожиточнай минимум для нетрудоспособных граждан в настоящее время - 949грн. Эта норма будет неизменна до декабря 2015г. В декабре 2015г. увеличиться до 1074грн.
2. Подоходный налог на фактическую пенсию (норма действует с 1 января 2015 года - относится как к работающим, так и неработающим пенсионерам. Пенсии, размер которых превышает три размера минимальной заработной платы: 1218х3=3654грн. - взымается подоходный налог. Ставка налога - 15% с той суммы, которая превышает 3654грн.)
НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР
1.Пенсии до 1423,50грн. Пенсии, которые не превышают 1423, 50грн., сокращению до 85% не подлежат и будут выплачиваться полностью: 949х1,5=1423,50грн.-максимальная пенсия без сокращений.
2.Пенсия от 1423,50 до 1674,71грн. Согласно Закона №213 эти пенсии соответствуют двум условиям:
- должны сокращаться до 85% (по возможности);
-сумма к выплате после сокращения не должна быть меньше 1423,50грн. Это вытекает из того. что 1674,71х0,85=1423,50. Это значит, что все у кого назначенная пенсия составляет от 1423,50 до 1674,71грн. будут получать "На руки" одну и туже сумму - 1423грн. Таким образом, если пенсия выше 3654грн., то она сначала облагается 15% налогом, а затем сокращается до 85% (уменьшается еще на 15%)
3. Пенсии свыше 1674грн. Пенсии, размер которых превышает 1674грн. будут уменьшаться ровно до 85% (на 15%).
4. Подоходный налог с пенсии в 2015 году. Если пенсия составляет 5000грн., то подоходный налог с пенсии 5000грн. = (5000-3654)х0,15=201,9. Затем от 5000 - 201,9 (полученный подоходный налог)= 4798,10 и уже полученную после обложения 15% налогом пенсию в размере 4798,10 сокращают еще на 15% (до 85%) и работающий пенсионер получит "на руки" 4079, 45грн.
ВЫВОД: ЧЕТЫРЕ КАТЕГОРИИ РАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ
1. Пенсия до 1423,50грн. - будут получать пнсию полностью;
2. пенсия свыше 1423,50 до 1674,71грн.- будут получать одинаковую пенсию 1423,50грн.
3. Пенсия свыше 1674,50 до 3654грн. - будут получать 85% пенсии;
4. Пенсия свыше 3654грн. - будут платить еще и подоходный налог 15%.
В страховой стаж включают период, на протяжении которого гражданин находится на учете в государственном центре занятости и получает помощь по безработице или материальную помощь по безработице или материальную помощь во время профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации. Это определенно в ст. 24 Закона "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".
Работнице была назначена пенсия по возрасту со снижением пенсионного возраста.
Пенсия по возрасту, в том числе со снижением пенсионного возраста, назначается пожизненно. Поэтому в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста размер ее выплаты не изменится.
Ответ: Согласно Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты, относительно пенсионного обеспечения" №213 от 02.03.2014г. пенсии, которые превышают 150 % прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, выплачиваются в размере 85% назначеного размера, но не меньше 150% того же самого прожиточного минимума (ст. 85 З.У. "О пенсионном обеспечении", с дополнениями на основании закона № 213 от 02.03.2015г.)
- с 01.04.2015г. производится уменьшение пенсий работающим пенсионерам до 85% от назначеного размера (сокращение пенсии на 15 %);
пример: Пенсии, которые не превышают 1423, 50грн., сокращению до 85% не подлежат и будут выплачиваться полностью, а пенсии свыше 1423,50грн. быдут сокращены до 85% (на 15%).
Сумма к выплате после сокращения не может быть ниже 1423,50грн., это значит, что все, у кого размер назначенной пенсии составляет от 1423,50грн. до 1674грн., будут получать "на руки" одну и туже сумму - 1423,50грн.
Согласно внесенных изменений в ст. 164 Налогового Кодекса Украины от 01.01.2015г. налогообложению подлежат пенсии, размер которых превышает три минимальных заработных платы (3654грн.), в части такого превышения по ставке 15%.
- с 01.01.2015г. подоходный налог на фактическую пенсию - относится как к работающим, так и неработающим пенсионерам. С пенсии размер, которых превышает три размера минимальной заработной платы (3654грн.- 1218грн.х 3) взымается подоходный налог. Ставка налога составляет 15 % (не 1,5%, как указано в Вашем вопросе) с той суммы, которая превышает 3654грн. Например, если размер пенсии составляет 4100грн., то налогообложению подлежат только 446грн. - та часть, которая превышает сумму 3654грн.
Налогообложение пенсий осуществляется органами Пенсионного фонда Украины в автомотическом режиме.
Условия подачи документов в Пенсионный фонд регулируются ст. 44 З.У. "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" (далее- Закон), которым определено, что заявление о назначении (перерасчете) пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда или в уполномоченный им орган или уполномоченному лицу в порядке, определенном управлением Пенсионного фонда.
Порядок предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом утвержден постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25.11.2005г. № 22-1 (далее-Порядок).
Согласно Порядка обратиться за назначением пенсии лицо может лично или через представителя, который действует от его имени на основании нотариальной доверенности. Кроме того, если лицо работает, заявление о назнаяении ему пенсии и нужные для этого документы может в управление Пенсионного фонда подать уполномоченное лицо предприятия.
Заявление можно подать в любое время после возникновения права на пенсию, но не раньше, чем за месяц до наступления пенсионного возраста.
Днем обращения за назначением пенсии считается день, когда в соответствующем управлении Пенсионного фонда принято воответствующее заявление.
К заявлению о назначении пенсии по возрасту подаются следующие документы:
- о присвоении регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов;
- о стаже (трудовая книжка, военный билет, диплом об образовании и т. д. );
- справка о зарплате за любые 60 месяцев стажа работы до июля 2000г.
Кроме того, лицо, которое обращается за пенсией (независимо от типа пенсии), должно предъявить паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность, место жительства и возраст).
Согласно п. 5 ст. 45 Закона документы о назначении (перерасчете) пенсии рассматривает территориальный орган Пенсионного фонда и не позднее, чем через 10 дней со дня их поступления выносит решение о назначении (перерасчете) или об отказе в назначении (перерасчете) пенсии.
Если поданных документов недостаточно, управление Пенсионного фонда во время принятия заявления письменно уведомляет заявителя о том, какие документы следует подать дополнительно. Об этом и в заявлении о назначении пенсии делается соответствующая запись. При условии, что документы, которых нехватает, будут поданы не позднее трех месяцев (со дня уведомления о необходимости их подачи), днем обращения за назначением пенсии будет считаться день принятия заявления, что влияет на дату, с которой пенсия будет назначена.
На выполнение положений З.У. от 28.12.2014г. № 71-8 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой реформы" в связи с вступлением в силу изменений в Налоговом кодексе Украины с 1 января 2015г. налог на доходы физических лиц взымался из суммы пенсий или ежемесячного пожизненного денежного содержания, если их размер превышал три размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего налогового года, в части такого превышения.
Ставка налога на доходи физических лиц составляла: 15%, если сумма пенсии превышала три минимальных заработных платы , и 20% если пенсия превышала десятикратный размер минимальной заработной платы.
Законом Украины от 02.06.2016г. № 1411 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно освобождения от налогообложения пенсий" изложено в новой редакции пп. 164.2.19 п. 164.2 ст. 164 Налогового Кодекса Украины, в соответствии с которой обложению налогом на доходы физических лиц подлежат суммы пенсий или ежемесячного пожизненного денежного содержания, если их размер превышает 10 размеров прожиточного минимума для лиц, которые утратили трудоспособность, установленного на 1 января текущего налогового года (в 2016г. - 10740 грн.)- в части такого превышения.
Так же Законом № 1411 установлено, что к налогооблогаемой части суммы пенсий или ежемесячного денежного содержания применяется ставка налога на доходы физических лиц не 15%, как это было в 2015г., а в размере 18%.
Закон №1411 вступил в законную силу с 1 июля 2016г. Таким образом, часть суммы пенсий или ежемесячного денежного содержания, которые выплачиваются гражданам с 1 июля 2016г. и превышают 10740грн., подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в размере 18%.
Кроме того, ст. 47 З.У. "Об общеобязательном госудорственном пенсионном страховании" предусмотрено, что в период с 1 апреля 2015г. до 31 декабря 2016г. работающим пенсионерам (кроме инвалидов 1 и 2 группы, инвалидов войны 3 группы и участников боевых действий, лиц, на которых распространяется действие З.У. "О статусе ветеранов воцны, гарантии их социальной защиты"), кроме лиц, которые работают на должностях и на условиях, определенных законами Украины "О государственной службе", "О прокуратуре", "О судебной системе и статусе судей", пенсия, размер которой превышает 150% прожиточного минимума, установленного для лиц, которые потеряли трудоспособность, выплачивается в размере 85% назначенного размера.
На сегодняшний день большинство украинцев может расчитывать на пенсию по возрасту после достижения 60 лет. Вместе с тем остаются категории граждан, которые выходят на пенсию по возрасту раньше. Это связано с особым характером и условиями их труда, состоянием здоровья и т.д.
Женщины, занятые полный рабочий день, в том числе на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденном КМУ, и по результатам аттестации рабочих мест при условии наличия необходимого количества льготного и общего стажа работы имеют право на назначении пенсии по возрасту на льготных условиях.
В случае если женщина не приобрела полный льготный стаж по Списку №2 (10 лет), но отработала не менее половины продолжительности стажа (5 лет), при наличии у нее предусмотренного законодательством стажа работы (от 20 лет 6 месяцев до 25 лет - в зависимости от даты обращения за назначением пенсии) пенсия на льготных условиях назначается с уменьшением пенсионного возраста, определенного ст. 26 З.У. "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", на 1 год за каждые полные 2 года работы по Списку №2.
Порядок применения Списков №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, которая дает право на пенсию на льготных условиях, утвержден приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 18.11.2005 №383.
В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты внесения этой должности или профессии в Списки.
Вместе с тем работа во вредных условиях после 21.08.1992г. засчитывается в льготный стаж, если право на это подтверждено аттестацией рабочего места.
Основным документом, который определяет где, кем и в течении какого времени работал человек, является трудовая книжка.
В случае если в трудовой книжке отсутствуют сведения, подтверждающие право на пенсию на льготных условиях, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий. Если речь идет о подтверждении работы в особо вредных и вредных условиях труда по Списку №1 и №2, такие справки необходимы, поскольку в трудовых книжках не указано, в каких условиях работали люди и были ли они заняты на определенных работах или на определенных производствах в течение полного рабочего дня.
В справке должны быть указаны:
-периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж;
- профессия или должность;
- характер выполняемой работы;
- раздел, подраздел, пункт, наименование или номер Списков, которыми предусмотрены эти работы.
При определении права работников на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются Списки, которые действовали на период работы лица.
При исчислении стажа работы во вредных условиях труда работников, профессии и должности которых предусмотрены постановлением КМУ от 24.06.2016г. №461, необходимо пользоваться Порядком применения Списков №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, которая дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденным приказом Минтруда Украины от 18.11.2005г. №383.
Особенно это касается работников, у которых есть определенный стаж работы, который дает им право на пенсию по возрасту на льготных условиях, однако в постановлении №461 их профессий или должностей нет.
Таким образом, если работник, который имел право на пенсию по возрасту на льготных условиях до вступления в силу постановления №461 (до 03.08.2016г.) продолжает работать по профессии или должности, которая в постановлении №461 не указана, льготный стаж ему засчитывается до 02.08.2016г. включительно.
Согласно пп. 2 п. 2 Заключительных положений З.У. "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" отдельным категориям работников в зависимости от условий труда по результатам аттестации рабочих мест могут быть назначены пенсии за счет средств предприятий и организаций, но не ранее, чем за пять лет до достижении возраста, предусмотренного статьей 26 Закона, в порядке, определенном КМУ.